АГНИ ЙОГА (Диптих)
...Обе картины относятся, конечно, к Той, через которую нам дано Учение Живой Этики, — к Матери Агни Йоги.
Н.Д. Спирина
На первой из них изображена прекрасная женщина в предутренних сумерках, сидящая в позе лотоса на выступе скалы. У неё две ауры: одна — вокруг головы — изумрудного цвета, и вторая — вокруг всей фигуры — сложная, многоцветная, окаймлённая розовым светящимся кругом. Внутри её ауры горит язычок пламени, который она готовится принести людям.
На второй картине этого диптиха — на синей, омытой водами Нового Мира скале стоит женская фигура, держащая в протянутой всему миру руке розовый язычок пламени. А кругом высятся такие же синие, острые скалы нарождающейся небывалой Новой Эпохи. Приближается рассвет.
Что было бы, если бы эта женщина так самоотверженно не принесла этот огонёк нам, ведь держать огонь на ладони совсем не легко и стоять на наклонном выступе скалы среди океана совсем не просто?!
Восходит из лона морского
Омытая новая твердь...
Рождение мира иного
Даруется ныне узреть.
И Матерь к урочному сроку
Невиданно дивной Зари
Возносит в руке Агни Йогу
Для девственно чистой Земли.
Н.Д. Спирина. Елена Рерих в творчестве Николая и Святослава Рерихов
После всех наводнений, землетрясений, катаклизмов возникает новая, очищенная земля, как в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, и старых больше нет». И женщина — это Та, которая дала Агни Йогу. Она её приносит на очищенную землю. Огонёк — это символ Учения Агни Йоги.
Н.Д. Спирина
...Все Йоги имеют в основании своём огонь. Агни Йога является синтезом всех Йог, ибо ко времени приближения Огненной Эпохи, о которой говорится во всех древних индусских писаниях, именно Агни-Огонь, в разной степени лежащий в основании всех Йог, настолько будет проникать окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды Йоги сольются в огненном синтезе. Истинно, «Агни Йога» есть огненное крещение.
Из письма Е.И. Рерих
Н.К. Рерих. Агни-йога. Диптих.
1928 – 1930 гг., проект фрески, 119,4 х 73,7